Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
|
Музыкальная предметно - развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, в том числе музыкальной. Влияние музыки на общее развитие ребёнка доказано многими учёными, таким как В. А. Сухомлинский, А. В. Луначарский, В. М. Бехтерев и другими. Музыка делает ребёнка коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, ребёнок, как исполнитель учится находить контакт со слушателями. Во время общего исполнения музыкального произведения (пение, игра на музыкальных инструментах) ребёнок чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп исполнения.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольников, занимающихся в музыкальном зале, а также дошкольников всего детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. - возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего и среднего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. - реализацию различных образовательных программ; - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала стремится быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в музыкальном зале должны обеспечивать: - игровую, познавательную, творческую и двигательную активность дошкольников среднего возраста, в том числе и участие в подвижных играх; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.; 4) Вариативность среды предполагает: наличие в музыкальном зале различных пространств (для разучивания песен, игр, танцев и прочее), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды музыкального зала предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, для ведения образовательной деятельности; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Оснащение музыкального зала Мебельная стенка, 2 стола, стулья для взрослых, столики и стулья для детей, 2 напольных ковра. Детские музыкальные инструменты (ударные, металлофоны, ксилофоны, шумовые и другие) – в достаточном количестве. Игрушки, атрибуты. Наглядные пособия. Театральный занавес. Декорации. Ширмы. Мольберты. Подборки дисков с музыкальными произведениями. Библиотека методической литературы и пособий. Сборники нот. Кукольный театр. Дидактические пособия. Детские и взрослые костюмы (костюмерная). Элементы одежды, русского костюма (костюмерная). Аксессуары (костюмерная). В музыкальном зале должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер музыкального зала развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер зала должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развития детей и его физических потребностей, от проводимых в зале мероприятий. Поэтому, стараемся создать в музыкальном зале уютную, комфортную обстановку. Также обновляем оформление к праздничным мероприятиям. Готовим оформление к каждому мероприятию согласно сценарию и возрасту детей. Организуя предметную среду в музыкальном зале, мною учитывается всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Во время музыкальных занятий, наряду с воспитателем, стараюсь учитывать способности, интересы, темпа продвижения каждого ребёнка, создаю условия для его развития независимо от уровня исходной подготовленности. Предметно-пространственная среда музыкального зала применяется мною в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Всё это создаёт более благоприятную обстановку для проведения занятий. Стоит отметить и то, что все иллюстрации должны быть яркими, крупными, понятными для детей и расположены на уровне глаз воспитанников. Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и добавляется. Закупается новое оборудование, костюмы, атрибуты, аксессуары и так далее. В нашем детском саду ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья. У ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же, прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем. Младший дошкольный возраст. Правильно созданная и применённая предметно-пространственная среда музыкального зала позволяет каждому малышу поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. При создании предметно-пространственной среды в музыкальном зале, я стараюсь учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. В своей работе я налаживаю разумный двигательный режим, создаю условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Музыкально и эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического и музыкального развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Поэтому, во время музыкальных занятий и праздничных мероприятий обращаю внимание на доброжелательность в отношениях детей и воспитателей, поддержку, взаимопонимание, взаимовыручку и стремление к полноценному общению. Творческий потенциал ребёнка. Большинство учёных в своих работах утверждает, что огромное влияние на творчество ребёнка оказывает социальное окружение, в котором он живёт. Творчество во время игры даёт ребёнку много радости, удовлетворения тем, что он делает. Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста. Дети поют, играют, танцуют, научаясь выполнять различные движения, мелодии. Зачастую дети младшего, а чаще среднего дошкольного возраста начинают импровизировать услышанные мелодии, увиденные игры, или танцы. Начинают проявляться первые творческие способности. Песня помогает ребёнку более эмоционально понять природу, формирует эстетическое чувствование мира. Хорошо сочетается музыка с другой творческой деятельностью. Она не только создаёт ярчайший эмоциональный фон, но и обогащает содержание деятельности, например, может быть нарисовано настроение песенки либо проиллюстрирован её текст. Интеграция искусства поощряет образность, фантазию ребёнка, удовлетворяет необходимость самовыражения. Исходя из этого, считаю, что в своей работе необходимо создавать творчеству благоприятную атмосферу. Ребёнок сможет творить, если почувствует себя важным, уважаемым. Чем больше ребёнок получает информации о музыке, основных свойствах звуков, закономерностях творчества и исполнения музыки, чем больше имеет опыта пения, игры на музыкальных инструментах, тем более вероятна творческая деятельность. Пение Известно, что голос наилучшим образом развивается при пении. Пение лечит заикание. При пении ребёнок лучше чувствует интонацию языка, темп. При пении песен различной тематики обогащается словарный запас ребёнка, и его речь становится более выразительной. Исполнение различных песен даёт положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Кроме того, пение формирует приятный тембр голоса, укрепляет связки голоса. Здоровый и красивый голос важен и для успешного общения. Личность ребёнка и коллектив. Какую радость и удовлетворение выражают юные музыканты (дошкольники) после исполненного вместе музыкального произведения, удавшегося концерта. Ведь в ходе этого процесса дети чувствуют не только великое чувство ответственности, но вместе и необходимость взаимной поддержки, и эмоциональный взрыв объединённых сил. Без сомнения, такой опыт заметно совершенствует юного человека как формирующуюся личность. Игра на инструментах. Маленькие дети хотят играть тогда, когда играя, испытывают большое удовлетворение. Это удовлетворение чаще всего приносят занятия музыкой через игру, развлечение. Игра на музыкальном инструменте детям сама по себе привлекательна, потому что связана с движением (ударами, дуновением, нажатием клавиш, закрыванием отверстий дудочки и т.п.). Игра на музыкальных инструментах - одна из активных форм музыкального образования. Этой деятельностью поощряется самовыражение личности и стимулируется самовыражение. Игра на
музыкальных инструментах создаёт условия для развития активности ребёнка, его инициативы, творчества, опыта. Исследования учёных различных отраслей подтвердили, что раннее музыкальное развитие очень важно не только для музыкального образования, но и для полноценного становления личности. От педагога (музыкального руководителя, воспитателя) зависит будущее наших воспитанников. Тарейкина Нина Васильевна - музыкальный руководитель МДОБУ "Кемлянский детский сад комбинированного вида"
18 ноября 2015 в 15:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.