Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
|
Утренняя гимнастика в ДОУ.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, физическое воспитание занимает особое место. В приобщении детей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников - сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней гимнастике. Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т.д. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей. В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности. В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Чаще всего в детском саду, музыкальным инструментом воспитателя, при проведении гимнастики является бубен. Он, безусловно, помогает ощущать ритм, но абсолютно не несет эмоциональной привлекательности, которая очень важна для детей дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогами встала необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. Для своей работы мы выбрали использование такой нетрадиционной методики, как ритмическая гимнастика. Такая зарядка выполняет не только физические функции, но и способствует раскрытию творческого потенциала и всестороннему развитию детей. Утренняя гимнастика в нашем детском саду проводится в виде комплексов музыкально-ритмических композиций на основе авторских программ «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной и «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворовой (музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре прошли курс обучения по этим программам). Комплекс состоит из 4-5 ритмических композиций, которые мы сами усложняем или изменяем соответственно особенностям наших воспитанников. Основу для ритмических композиций составляют простые часто повторяющиеся движения, в связи с этим не требуется много времени и больших усилий от детей для их разучивания. Преимущества такой зарядки состоят в том, что дети в непринужденной обстановке, танцуя под музыку, получают достаточную физическую нагрузку. Кроме того, дети учатся не только слушать музыку, но и двигаться соответственно ей, замедляя и убыстряя темп; импровизировать, что в настоящее время для детей составляет большую сложность, т.к. современные дети привыкли получать всю информацию в готовом виде, а не проявлять творчество и фантазировать. Использование различных видов музыки (классической, современной, детских песен) позволяет не только вызывать у детей интерес, но и приобщать к прекрасному. Во многих композициях встречаются элементы логоритмики, что немаловажно для развития речи детей. Кроме развития музыкальности и двигательных качеств и умений, такая зарядка решает множество других задач, таких как развитие творческих способностей, развитие и тренировка психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление), развитие нравственно-коммуникативных качеств личности, а самое главное – психологическое раскрепощение ребенка. Недостаточный двигательный режим - одна из причин ослабления организма ребенка. Спомощью проведения ритмической гимнастики мы стараемся восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольном учреждении из-за большой переполняемости групп. Опыт работы ДОУ в течение 8 лет по программе «Ритмическая мозаика» позволяет сделать вывод, что ритмика помогает добиваться положительных результатов. Также хочется отметить то, что в начале учебного года, при выполнение музыкально-ритмических композиций, дети повторяли несложные упражнения, но при этом наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при выполнении упражнений, танцевальных элементов в коллективе. Благодаря систематическому использованию на занятиях и утренней гимнастике музыкально-ритмических композиций к концу учебного года 40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений, в исполнении танцевально-ритмических композиций. Стали двигаться с удовольствием. Их движения более точные, координированные. Они внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Уверенно ходят, легко бегают, ритмично двигаются, а также выразительно передают движением музыкально-игровой образ. Таким образом, задачи утренней гимнастики в ДОУ разносторонни, но в то же время важны, ведь формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Криушенкова Е.В.- инструктор по физической культуре МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»
6 ноября 2014 в 14:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.